«Не оружием, а иным чем пролагать себе путь к бессмертию», это строка из «Писем из Москвы в Нижний Новгород» И. М. Муравьев-Апостола может в определенном смысле рассматриваться как девиз российского движения Просвещения периода конца 18 века – первой трети 19 века. Это движение является полноценной – и в то же время, оригинальной ветвью общеевропейского Просвещения, и охватывает примерно два поколения – условно, поколение «отцов» и поколение «детей». В этот период в России постепенно складывается слой образованной публики, возникают и развиваются элементы публичной сферы (вначале литературной, затем постепенно политизирующейся), рождается феномен «общественного мнения» (public opinion, opinion publique), а в 1810-1820 гг. впервые в российской истории появляются элементы того, что может быть названо публичной политикой.
Российское движение Просвещения этого периода во многом ориентируется на модель французского Просвещения середины 18 века. Вместе с рождением публичной сферы и появлением «публики» (в кантовском смысле слова) в русской культуре этой эпохи появляется новая культурная модель (новая антропологическая фигура), которую, используя кальку с французского языка 18-го века, можно обозначить как «человек письмен» (homme de lettres) – или, модернизируя язык, как «публичный интеллектуал». Гражданская культура этого первого в российской истории поколения «публичных интеллектуалов» (поколения отцов) была разновидностью общеевропейской традиции классического республиканизма с ориентацией на античные, греческие и римские, образцы. Важную роль в ней играл новый для русской культуры стиль мышления, опирающийся на идею земного бессмертия, достигаемого через деяние, слово и мысль в публичном пространстве и на сцене Истории. Поколение отцов передаст основные элементы этой культурной традиции поколению детей, к которому принадлежат и те, кто в российской и советской историографии получит имя «декабристов». Поколение же детей впервые в российской истории поставит вопрос о воплощении ценностных установок этой традиции в форме политического действия.
Кристофер Муравьев-Апостол.
Являясь потомком прославленной семьи декабристов, г-н Муравьев-Апостол сохраняет тесные связи с Россией. В 1989 г. в ответ на обращение Раисы Горбачевой к русской эмиграции семья Муравьевых-Апостолов вернула в Россию часть своих коллекций: семейные реликвии, собрание книг, альбомов и репродукций. Впервые посетив Россию в 1991 г., Кристофер, по его словам, «ощутил себя своим в своем отечестве». Сегодня г-н Муравьев-Апостол живет между Москвой и Женевой.
Дом музей «Усадьба Муравьевых-Апостолов» в Москве
Кристофер Муравьев-Апостол за свой счет восстановил семейный особняк Муравьевых-Апостолов в Москве и открыл там музей, рассказывающий о культурной жизни столицы в конце 19-го века. «Для меня возрождение усадьбы — это моя инвестиция в память», так объясняет он свое отношение к этому проекту. Проект получил премию правительства Москвы «Московская реставрация 2013», присуждаемую в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия. Сегодня Дом-музей Муравьевых-Апостолов является площадкой для уникальных московских выставок.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.