На лекциях и семинарах мы обсудим, как архитектура 20 – начала 21 века реагирует на актуальные социальные, политические, идеологические вопросы. История и ее репрезентация, политическая власть и контроль, память (прежде всего память о трагедиях и травмах 20 столетия), религия, национальная и локальная идентичность, потребление и консьюмеристская культура, массовое общество и культура повседневности, бедность и неравенство – все эти проблемы имеют и архитектурное измерение.
В курсе рассматриваются следующие вопросы:
- архитектура и история, репрезентация актуальных представлений об историческом времени в зодчестве разных эпох и проблема аутентичности архитектуры (в т. ч. в связи с изменяющимися идеологиями архитектурной реставрации);
- архитектура ар деко и пространственное оформление общества потребления;
- классическая традиция в архитектуре межвоенного периода, гибкость отношений между политической практикой и архитектурными декорациями, различные версии зодчества тоталитарных режимов (Германия, СССР, Италия), «тоталитарное» vs «колониальное» в архитектуре первой половины 20 столетия;
- архитектура последнего столетия и религия, различные версии и «языки» культового зодчества. Как религиозный опыт и переживание направляются и выражаются архитектурными средствами?
- центральный сюжет курса – мемориальная архитектура. Как зодчие увековечивают главные трагедии 20 – 21 века? Как устроен «язык» современных монументов, как их авторы провоцируют эмоциональный отклик зрителя? Наряду с примерами из мировой практики мы обсудим советские проекты мемориалов военного времени и историю архитектурной коммеморации блокады Ленинграда.
Также будут затронуты вопросы репрезентации национального начала в архитектуре (включая практики конструирования национального стиля в России 19 – 20 веков), техники работы с пространством в современном зодчестве и «архитектура масс», архитектура как средство политического контроля и т. д.
Краткая и популярная версия этого курса несколько лет назад была записана для проекта «Арзамас», теперь мы приглашаем прослушать развернутую и более «академическую» версию, которая читается на факультете истории искусств ЕУСПб, а в 2013 и 2019 гг. была предложена студентам Венецианского международного университета.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.