Уже начиная с 1980-х гг., многие западные исследователи религий, представляющие социальные дисциплины, начали критический анализ господствующих в академии эпистемологий в постколониальной перспективе и поставили их в ряд многих других равноправных вариантов. Вернакулярные теории различных культурных форм стали рассматриваться не только в качестве предмета изучения, но и как источники вдохновения для новых исследовательских проектов. Для антропологии религии дискуссия об академических и локальных теориях приобретает дополнительные оттенки ввиду ее сосуществования с теологией. Антрополог Джоэль Роббинс, отсылая к классической статье Мэрилин Статхерн “An Awkward Relationship: The Case of Feminism and Anthropology”, задается вопросом, не присутствует ли в отношениях между антропологией христианства и теологией некоторая неловкость, возникающая из осознания генеалогической связи антропологических понятий с христианскими богословскими концептами. Взаимодействие антропологических и вернакулярных теорий религии можно наблюдать и в других модальностях. Так, некоторые представители религиозных культур, видя в академических дискурсивных практиках мощный ресурс, стремятся вступить с социальными учеными в диалог. Современная этнографическая реальность такова, что информанты могут говорить как профессиональные антропологи, а антропологи – как верующие, погруженные в онтологии и эпистемологии религий, которые они изучают. Это является интригующей исследовательской проблемой, одним из способов решения которой может стать анализ дискурсивных взаимовлияний, изучение в синхронии и диахронии социальной жизни идиомов каждой из интересующей нас групп.
В рамках панели мы бы хотели включить в фокус одновременно и академические, и вернакулярные теории религии, их различия и сходства, а также нюансы их взаимоотношений. Можно ли провести между ними не институциональную, а методологическую или аналитическую границу? Как и к каким предметным областям могут прилагаться теории, сформулированные в академии и «изнутри» традиции? Каким объяснительным потенциалом обладают теории, продиктованные теми же идеологическими установками, что и локальные объяснительные модели?
Организаторы: Екатерина Хонинева (МАЭ РАН), Сергей Штырков (ЕУ СПб)
Язык: русский
Модератор: Александр Панченко (ЕУ СПб)
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.