ВДНХ. Вернакулярное религиоведение и антропология религии: к перспективам новых историографий

Мы пришлём вам ссылку на доступ к секции за час до начала.

Наука 18+

Уже начиная с 1980-х гг., многие западные исследователи религий, представляющие социальные дисциплины, начали критический анализ господствующих в академии эпистемологий в постколониальной перспективе и поставили их в ряд многих других равноправных вариантов. Вернакулярные теории различных культурных форм стали рассматриваться не только в качестве предмета изучения, но и как источники вдохновения для новых исследовательских проектов. Для антропологии религии дискуссия об академических и локальных теориях приобретает дополнительные оттенки ввиду ее сосуществования с теологией. Антрополог Джоэль Роббинс, отсылая к классической статье Мэрилин Статхерн “An Awkward Relationship: The Case of Feminism and Anthropology”, задается вопросом, не присутствует ли в отношениях между антропологией христианства и теологией некоторая неловкость, возникающая из осознания генеалогической связи антропологических понятий с христианскими богословскими концептами. Взаимодействие антропологических и вернакулярных теорий религии можно наблюдать и в других модальностях. Так, некоторые представители религиозных культур, видя в академических дискурсивных практиках мощный ресурс, стремятся вступить с социальными учеными в диалог. Современная этнографическая реальность такова, что информанты могут говорить как профессиональные антропологи, а антропологи – как верующие, погруженные в онтологии и эпистемологии религий, которые они изучают. Это является интригующей исследовательской проблемой, одним из способов решения которой может стать анализ дискурсивных взаимовлияний, изучение в синхронии и диахронии социальной жизни идиомов каждой из интересующей нас групп.
В рамках панели мы бы хотели включить в фокус одновременно и академические, и вернакулярные теории религии, их различия и сходства, а также нюансы их взаимоотношений. Можно ли провести между ними не институциональную, а методологическую или аналитическую границу? Как и к каким предметным областям могут прилагаться теории, сформулированные в академии и «изнутри» традиции? Каким объяснительным потенциалом обладают теории, продиктованные теми же идеологическими установками, что и локальные объяснительные модели?

 

Организаторы: Екатерина Хонинева (МАЭ РАН), Сергей Штырков (ЕУ СПб)

Язык: русский

Модератор: Александр Панченко (ЕУ СПб)

 

  • Ирина Садовина (Университет Тарту): Вернакулярная теория от конспирологической до критической.
  • Юлия Сенина (ЕУ СПб): Диалог между представителями нью-эйдж культуры и академической археологии (на примере деревни Окунево в Муромцевском районе Омской области)
  • Екатерина Хонинева (МАЭ РАН): Ритуал как предмет религиозной рефлексии в католическом традиционализме и британской антропологии
  • Сергей Штырков (ЕУ СПб): Вернакулярные теории религии как политический праксис: случай Северной Осетии

Поделиться:

1251 день назад
21 ноября 2020 16:00–18:00

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Ссылка на онлайн-событие рассылается за час до его начала.
Получить ссылку

Поделиться:

Связь с организатором

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов