Что на самом деле делает роденовский Мыслитель? - Гилберт Райл и незамеченная революция в (пост)социальных науках

(Резюме доклада на регулярном семинаре центра Res Publica ЕУСПб, 27 ноября 2020 г.)

Наука 18+

Гилберт Райл – один из классиков британской традиции философии языка 20-го века. Его можно отнести к той же ветви этой традиции, что и Людвига Витгенштейна и Джона Остина, которые в силу стечения обстоятельств значительно более известны в российской академической среде. Всю эту ветвь можно условно обозначить как праксеологическую философию действия.

Разработанные этой традицией подходы и концептуальные инструменты – вместе с рядом других авторитетных интеллектуальных движений середины и второй половины 20-го века – сделали возможным радикальное обновление социальных наук и стали основой так называемого «прагматического поворота» — поворота от анализа человеческого поведения и коллективных представлений через призму универсалистских моделей «общества» и «человека» к анализу конкретных практик, типов действия и форм рациональности, характерных для множественных культурных миров, нередко отдаленных друг от друга большой культурной и/или исторической дистанцией. Это обновление соответствовало потребностям времени. Период 1960-х – 1980-х гг., когда эта традиция начинает активно влиять на эпистемологию социальных наук – это эпоха глубоких трансформаций в европейских обществах, эпоха множественности, и одновременно – эпоха кризиса старых форм социального знания, когда классические парадигмы социальной теории (остающиеся во многом в границах философского языка и философской проблематики, пришедших из XIX века), перестают быть адекватными реальности и, как следствие, убедительными.

В то же время, язык и стиль мышления этой традиции нередко и сегодня продолжают понимать и использовать через призму подходов классической социальной теории конца 19-го – первой половины 20го вв. В ней парадоксальным образом видят либо возможность обновления и дальнейшего развития старой феноменологической и герменевтической традиции Geisteswissenschaften и веберовского «понимающего» (Verstehen) подхода в социальных науках, либо наоборот — новую форму позитивизма, разновидность бихевиоризма в анализе социального действия, развивающую до предела логику дюркгеймовской объективистской традиции.

Однако стиль мышления и аналитические инструменты, рождающиеся в работах авторов праксеологической философии языка и действия, позволяют ставить вопрос о методе социальных (или, если угодно, – «пост-социальных») наук совершенно иначе.

В докладе будет сделана попытка проанализировать некоторые концептуальные инструменты и методы анализа, разработанные Гилбертом Райлом — критика старой менталисткой модели действующего субъекта (которую Райл назвал «мифом Декарта», или мифом о «Духе в машине»), аналитика «знания, что» и «знания, как», метод thick description - и показать, как сегодня они способны поменять наше представление о базовых концептах социальной науки, таких как «реальность», «действие», «институт».

В качестве примера я рассмотрю, как используется понятия «институт» и связанные с ним концепты в современной неоинституциональной экономической теории (прежде всего, в той ее ветви, которая связана с именем лауреата нобелевской премии по экономике Дугласа Норта). В последние два десятилетия неоинституциональная экономика претендует на статус своего рода социальной метанауки, способной объяснять, предсказывать и проектировать изменения обществ во времени, но, как можно увидеть с помощью аналитических инструментов Райла, предлагаемая ей логика анализа институтов и их трансформаций содержит серьезные методологические слабости и недоразумения, которые неизбежно отражаются не только на уровне теории, но и на уровне практических исследований и проектов социальных реформ.

Я также кратко остановлюсь на разработанном Райлом методе thick description – методе анализа человеческих культурных миров через анализ семантической структуры моделей действия, составляющих данную культуру. Я попытаюсь показать, как идея этого метода была использована для обновления социальных наук (в частности, в интерпретативной антропологии К. Гирца) и как она может быть использована сегодня.

Литература

1. G. Ryle, «The Thinking of Thoughts: What is ”Le Penseur” Doing?», in: G. Ryle (1968), Collected Papers, Volume II: Collected Essays 1929-1968, Routledge, 2009, p. 494-510.

2. Г. Райл, Понятие сознания. М., 2000. (The Concept of Mind, 1949) — главы из книги:

а) «Введение» (с. 19-20)

б) глава 1. « Миф Декарта» (с. 21-33)

в) глава 2.  «”Знание как” и “знание что” » (с. 34-69).

Ссылку на доступ в Zoom мы пришлем вам за час до начала мероприятия.

Поделиться:

1476 дней назад
27 ноября 2020 18:00–20:00

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Ссылка на онлайн-событие рассылается за час до его начала.
Получить ссылку

Поделиться:

Связь с организатором

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов