Конституции — не только неформальные, но и формальные — играют значимую роль в процессе государственного управления, формируя ограничения поведения акторов и ожидания с их стороны.
Среди многочисленных аргументов в поддержку поправок в конституцию России, одобренных на всероссийском голосовании летом 2020 года, звучало утверждение о том, что «цементирование» российского политического ландшафта во имя стабильности ее политического режима может послужить инструментом для повышения качества государственного управления.
Этот аргумент во многом вписан в логику Мансура Олсона, который отмечал, что многие автократы выступают в качестве «кочевых бандитов», которым присущи короткие временны́е горизонты и стимулы к хищническому поведению. В какой мере увеличение временнóго горизонта авторитарного режима в случае России поможет изменить стимулы российских чиновников и менеджеров и превратить их из «кочевых бандитов» в «стационарных»?
Автор препринта утверждает, что предыдущая траектория российского политического режима препятствует такого рода эволюции. Напротив, конституционные поправки, скорее, закрепляют «недостойное правление» как механизм поддержания политико-экономического порядка, установленного в стране в начале XXI века, и могут усугубить его многочисленные негативные эффекты.
Анализ динамики государственного управления в России в трех важнейших сферах — стратегическое планирование развития, дерегулирование и цифровая трансформация государства — демонстрирует неразрешимые противоречия между сохранением статус-кво в российской политике и задачами развития страны.
Ранняя версия работы опубликована на английском языке в журнале“Russian Politics” (2021, vol. 6, N 1).
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем личном кабинете.