История рецепции сюрреализма в указанный период до сих пор остается малоизученным феноменом. Не прояснен и вопрос возможного влияния сюрреализма на советских художников и литераторов той эпохи. Между тем, исследователи уже обнаружили несомненные свидетельства того, что это направление в СССР был известно отнюдь не понаслышке.
В 2017 году появилась исключительно ценная публикация, содержащая, среди прочего, самое подробное, из всех известных на сегодня, свидетельство важности сюрреализма для художественной ситуации в СССР 1920–1930-х годов: это дневники художника Льва Юдина, ученика Каземира Малевича. Подготовившая это издание Ирина Карасик выделяет в записях Юдина целый «сюрреалистический сюжет», так как дневники художника дают уникальный материал о рецепции этого западного направления. Первая масштабная попытка отыскать отзвуки сюрреализма в советском искусстве 1920-1930-х годов была предпринята в том же 2017 году: в московской галерее «На Шаболовке» Надежда Плунгян и Александра Селиванова организовали выставку, посвященную 90-летию ОБЭРИУ, под названием «Сюрреализм в стране большевиков».
В 2016 году с предисловием, в переводе и с комментариями Елены Гальцовой была опубликована обнаруженная исследовательницей в РГАЛИ (фонд Союза писателей СССР) цюрихская лекция Тристана Тцара «Сюрреализм и литературный кризис» 1946 года. Другим важным событием стала изданная в 2019 книга Елены Гальцовой «Творчество Андре Бретона как энциклопедия сюрреализма» – первая отечественная монография, посвященная создателю и главному идеологу сюрреалистического движения. Среди новейших исследований о сюрреализме выделяется монография Олега Горелова «Сюрреалистический код в русской литературе XX–XXI веков» (Воронеж, 2021).
Доклады участников научного семинара посвящены как советским явлениям изобразительного искусства и литературы, созвучным поискам европейских авангардистов, так и анализу отзывов деятелей советской культуры о сюрреализме и тому, как это направление представляли в советской печати.
Данила Люкшин (ЕУСПб)
Рецепция сюрреализма в СССР в 1920–1930-е годы: основные публикации, посредники, институции
Елена Гальцова (РГГУ, ИМЛИ РАН, МГУ им. Ломоносова)
Тристан Тцара и сюрреализм на Международном конгрессе писателей в защиту культуры: советские подтексты и рецепция
Ирина Карасик (Государственный Русский музей)
Советское искусство 1920–1930-х годов: возможность сюрреализма
Надежда Плунгян (НИУ ВШЭ), Александра Селиванова (Центр авангарда на Шаболовке, Музей Москвы)
Выставка «Сюрреализм в стране большевиков» (галерея «На Шаболовке», 2017): первый опыт научно-художественного исследования проблемы
Олег Горелов (Ивановский Государственный Университет)
Восприятие сюрреалистического в СССР и проблема значимого отсутствия
Событие пройдет в стенах Европейского университета и онлайн. Для участия необходима регистрация.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.