Итальянский футуризм в России: проблемы рецепции и репрезентации

Лекция исследователя футуризма и авангарда Екатерины Лазаревой рассмотрит долгую историю итальянского футуризма в России – от взаимоотношений русского и итальянского футуризма до 1-й мировой войны и полемики вокруг футуризма в 1920-е до истории репрезентации футуризма в России в выставочных проектах последних десятилетий (вплоть до недавних выставок в ГРМ и ГМИИ).

Наука 16+

Итальянских футуризм, инициированный манифестом Филиппо Томмазо Маринетти 1909 года, практически сразу нашел отклик во многих странах мира, включая Россию, где русский футуризм и кубофутуризм стали наиболее значительным продолжением футуризма за границами Италии. При этом несмотря на контакты с русскими кубофутуристами работы итальянских футуристов в период их собственной выставочной активности, так и не добрались до России.

Кульминационным моментом в истории взаимоотношений итальянского и русского футуризма стал визит Маринетти в Москву и Санкт-Петербург в начале 1914 года, движимый идеей о создании единого футуристского фронта по географической оси Париж – Флоренция – Милан – Москва, но принятого русскими футуристами скорее враждебно. Несовпадение интернационального импульса итальянского футуриста с антизападными настроениями русских футуристов, а также трагический диссонанс с официозным и триумфальным стилем его визита помешали долгожданной встрече итальянского и русского футуризма стать реальным культурным обменом, скорее, наоборот, они ознаменовали начало конца футуризма в России. 

Бурная полемика о футуризме советских 1920-х зачастую сводилась к плакатным отождествлений футуризма Маринетти и фашизма Муссолини, и была направлена на дискредитацию авангардных практик, укорененных в довоенном футуризме, а потому носила скорее пропагандистский характер и, к сожалению, во многом продолжает определять имидж итальянского футуризма в русской культуре, склонной отождествлять футуризм с фашизмом больше, чем остальной просвещенный мир.

Между тем в западной академии уже в 1950–1960-е вышло множество публикаций, сформировавших консенсус, что футуризм при Муссолини представлял собой нечто большее, чем просто фашистское искусство, и что после «героических лет» футуризма 1909–1915 годов произошли некоторые значительные художественные события. Считается, что поколение 1968 года уже преодолело остракизм и анафему, брошенную движению Маринетти послевоенным антифашизмом, и после 1968-го футуризм был переоткрыт как радикальное общественное и художественное движение, направленное против истеблишмента. В 1970-е идеологические барьеры, препятствовавшие оценке роли футуризма в историческом авангарде, в целом были устранены, и количество публикаций о футуризме неуклонно растет.

В послевоенную эпоху, когда наследие футуризма начали показывать за пределами Италии, Советский Союз также остался в стороне этого процесса. Однако в 1996 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина прошла первая сольная выставка художника-футуриста Джакомо Балла. В 2005 году внушительная подборка живописи и скульптуры футуристов была представлена на выставке «Футуризм. Новеченто. Абстракция. Итальянское искусство ХХ века» в Государственном Эрмитаже. Наконец, первая «тематическая» выставка, программно посвященная итальянскому движению и его русскому оппоненту, «Футуризм – радикальная революция. Италия – Россия», была показана в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2008 году, накануне столетия футуризма. Последним щедрым подарком российской публике стал показ футуристов из коллекции Джанни Маттиоли в Петербурге и в Москве в 2021 году, который обнажил ряд мифов и противоречий, сопровождающих итальянский футуризм в России.

 

Екатерина Лазарева – кандидат искусствоведения, художник, куратор, исследователь, главный редактор сайта Futurism.ru. Доцент кафедры Теории и истории искусства РГГУ. Старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Автор монографий о Борисе Орлове и Викторе Пивоварове, а также составитель, переводчик и комментатор антологий «Второй футуризм: манифесты и программы итальянского футуризма 1915–1933» и «Итальянский футуризм. Манифесты и программы. 1909–1941» (в 2-х тт.).

Дебютировала как независимый куратор в 2002 году, придумав и организовав Московский фестиваль Маяковского. В 2003 курировала русскую секцию на 1-й Пражской биеннале, в 2004 подготовила выставку российских художников для венецианского палаццо Пезаро Папафава. Была приглашенным куратором в российско-немецкий проект «Фотография будущего» (2013–2014), совершивший тур по 6 городам. В качестве штатного куратора Музея современного искусства «Гараж» осуществила масштабный проект «Грядущий мир: экология как новая политика, 2030–2100» (2019), была со-куратором выставки «Ткань процветания» (2018), награжденной премией «Инновация-2019», а также выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» (2021). Живёт и работает в Москве.

Поделиться:

708 дней назад
16 мая 2022 18:00–20:00

Санкт-Петербург
ул. Гагаринская, д.6/1 (вход с ул. Гагаринская, Гагаринский зал)
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов