Итальянских футуризм, инициированный манифестом Филиппо Томмазо Маринетти 1909 года, практически сразу нашел отклик во многих странах мира, включая Россию, где русский футуризм и кубофутуризм стали наиболее значительным продолжением футуризма за границами Италии. При этом несмотря на контакты с русскими кубофутуристами работы итальянских футуристов в период их собственной выставочной активности, так и не добрались до России.
Кульминационным моментом в истории взаимоотношений итальянского и русского футуризма стал визит Маринетти в Москву и Санкт-Петербург в начале 1914 года, движимый идеей о создании единого футуристского фронта по географической оси Париж – Флоренция – Милан – Москва, но принятого русскими футуристами скорее враждебно. Несовпадение интернационального импульса итальянского футуриста с антизападными настроениями русских футуристов, а также трагический диссонанс с официозным и триумфальным стилем его визита помешали долгожданной встрече итальянского и русского футуризма стать реальным культурным обменом, скорее, наоборот, они ознаменовали начало конца футуризма в России.
Бурная полемика о футуризме советских 1920-х зачастую сводилась к плакатным отождествлений футуризма Маринетти и фашизма Муссолини, и была направлена на дискредитацию авангардных практик, укорененных в довоенном футуризме, а потому носила скорее пропагандистский характер и, к сожалению, во многом продолжает определять имидж итальянского футуризма в русской культуре, склонной отождествлять футуризм с фашизмом больше, чем остальной просвещенный мир.
Между тем в западной академии уже в 1950–1960-е вышло множество публикаций, сформировавших консенсус, что футуризм при Муссолини представлял собой нечто большее, чем просто фашистское искусство, и что после «героических лет» футуризма 1909–1915 годов произошли некоторые значительные художественные события. Считается, что поколение 1968 года уже преодолело остракизм и анафему, брошенную движению Маринетти послевоенным антифашизмом, и после 1968-го футуризм был переоткрыт как радикальное общественное и художественное движение, направленное против истеблишмента. В 1970-е идеологические барьеры, препятствовавшие оценке роли футуризма в историческом авангарде, в целом были устранены, и количество публикаций о футуризме неуклонно растет.
В послевоенную эпоху, когда наследие футуризма начали показывать за пределами Италии, Советский Союз также остался в стороне этого процесса. Однако в 1996 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина прошла первая сольная выставка художника-футуриста Джакомо Балла. В 2005 году внушительная подборка живописи и скульптуры футуристов была представлена на выставке «Футуризм. Новеченто. Абстракция. Итальянское искусство ХХ века» в Государственном Эрмитаже. Наконец, первая «тематическая» выставка, программно посвященная итальянскому движению и его русскому оппоненту, «Футуризм – радикальная революция. Италия – Россия», была показана в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2008 году, накануне столетия футуризма. Последним щедрым подарком российской публике стал показ футуристов из коллекции Джанни Маттиоли в Петербурге и в Москве в 2021 году, который обнажил ряд мифов и противоречий, сопровождающих итальянский футуризм в России.
Екатерина Лазарева – кандидат искусствоведения, художник, куратор, исследователь, главный редактор сайта Futurism.ru. Доцент кафедры Теории и истории искусства РГГУ. Старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Автор монографий о Борисе Орлове и Викторе Пивоварове, а также составитель, переводчик и комментатор антологий «Второй футуризм: манифесты и программы итальянского футуризма 1915–1933» и «Итальянский футуризм. Манифесты и программы. 1909–1941» (в 2-х тт.).
Дебютировала как независимый куратор в 2002 году, придумав и организовав Московский фестиваль Маяковского. В 2003 курировала русскую секцию на 1-й Пражской биеннале, в 2004 подготовила выставку российских художников для венецианского палаццо Пезаро Папафава. Была приглашенным куратором в российско-немецкий проект «Фотография будущего» (2013–2014), совершивший тур по 6 городам. В качестве штатного куратора Музея современного искусства «Гараж» осуществила масштабный проект «Грядущий мир: экология как новая политика, 2030–2100» (2019), была со-куратором выставки «Ткань процветания» (2018), награжденной премией «Инновация-2019», а также выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» (2021). Живёт и работает в Москве.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.