Лекция «Авангард и наивное искусство. Стратегия М. Ларионова»

Искусство и культура 16+

21 сентября в 18:00 состоится открытый исследовательский семинар Школы искусств и культурного наследия. Лекцию прочитает Глеб Ершов — историк искусства XX века, кандидат искусствоведения, куратор, доцент факультета свободных искусств и наук СПбГУ, автор книги «Художник мирового расцвета. Павел Филонов».

 

В 1906 году Михаил Ларионов стал участником масштабной выставки в Париже «Два века русской живописи и скульптуры» благодаря Сергею Дягилеву, задумавшему ее как часть амбициозного проекта по репрезентации русского искусства в Европе. Вернувшись в Россию, Ларионов активно включается в художественную жизнь — совместно с Давидом Бурлюком организует выставку «Стефанос» («Венок») (1907). Постепенно он становится лидером молодых художников-новаторов. Ларионов избирает ярко выраженную свою линию видения развития современного русского искусства, черпая вдохновение в наивном, примитивном искусстве.

В 1910–1914 инициируются диспуты и обсуждения, споры вокруг понятий «национальность», «Восток», «Запад», чрезвычайно важных для формирования идеи Ларионова и его сподвижников о самобытности русского искусства. Так обосновывается программность поворота к примитиву и его особое место у русских футуристов. Расхождение между «Бубновым валетом» (1910) и «Ослиным хвостом» (1912) — по сути является линией размежевания между умеренным модернизмом и радикальным авангардом. На выставке «Ослиный хвост» (1912) Ларионов представил несколько серий живописных работ, отражающих этот поворот: «Венеры» и «Солдатская» серия, «Времена года».

Интерес к первобытному искусству, фольклору, детскому творчеству и творчеству душевнобольных стал поворотным моментом и для других художников, сплотившихся на тот момент вокруг Ларионова: Натальи Гончаровой, Казимира, Малевича, Владимира Татлина, Михаила Ле-Дантю, Александра Шевченко и др. Это время и открытия русской иконы как эстетического феномена (1911–1912), и одновременно выхода искусства в беспредметность, совершенного одним из первых Ларионовым в 1912 году вслед за его «инфантильным примитивом» (Зданевич). 

На лекции речь пойдет о той роли, которую сыграл Ларионов в раннем русском авангарде и о драматической коллизии его рождения из слияния духа наивного искусства и европейского модернизма.

Поделиться:

575 дней назад
21 сентября 2022 18:00–20:30

Санкт-Петербург
Шпалерная, 1
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов