Необычайные приключения импрессионизма в стране большевиков. Искусство, искусствознание и идеология в Советском Союзе 1920-30-х годов.

В четверг 10 ноября в рамках Открытого исследовательского семинара Школы искусств и культурного наследия лекцию прочитает Илья Аскольдович Доронченков — профессор Европейского университета, заместитель директора по научной работе Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Наука 16+

После Первой мировой войны импрессионизм постепенно превратился в респектабельное искусство музеев, утратив свою роль активного фермента художественного развития предыдущих десятилетий. Казалось бы, в русле этой тенденции шел и Советский Союз: произведения Моне и его товарищей из национализированных московских собраний заняли почетные места на стенах Государственного музея нового западного искусства и Эрмитажа, а молодые отечественные художники ориентировались в своих поисках на другие художественные явления: от абстракционизма до новой вещественности. Ситуация резко изменилась около 1930 года: на страницах советских художественных журналов с яростью обсуждался вопрос о приемлемости импрессионистической поэтики для советского искусства, Казимир Малевич начал изучать импрессионизм со своими учениками и сам написал целый ряд «импрессионистических» картин, датировав их 1903-04 годами, а Осип Мандельштам увидел в праздничных полотнах Моне и Писсарро элементы иррационального ужаса. Все говорило за то, что импрессионизм возвращается в качестве актуальной силы. В течение 1930-х годов – в период конструирования социалистического реализма – вопрос об импрессионизме как источнике советского искусства приобрел исключительную остроту. Казалось бы, он должен был быть закрыт после антиформалистской кампании 1936 года, в ходе которой художественный язык и мировоззрение импрессионистов был прямо отождествлен с махизмом – философским учением, которое стало для марксистов-ленинцев символом злейшего идейного греха – субъективного идеализма. Тем интереснее, что в течение нескольких последующих лет художественное и искусствоведческое сообщества, поначалу деморализованные пропагандой, сплотились и повели последовательную борьбу за реабилитацию импрессионизма, едва не увенчавшуюся успехом, о чем красноречиво говорили некоторые проекты Государственного музея нового западного искусства 1938-41 годов, новый свет на которые проливают неопубликованные архивные материалы.

Поделиться:

797 дней назад
10 ноября 2022 18:00–20:00

Санкт-Петербург
ул. Гагаринская, д. 6/1 (2 этаж, 201 аудитория)
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов