Необычайные приключения импрессионизма в стране большевиков. Искусство, искусствознание и идеология в Советском Союзе 1920-30-х годов.

В четверг 10 ноября в рамках Открытого исследовательского семинара Школы искусств и культурного наследия лекцию прочитает Илья Аскольдович Доронченков — профессор Европейского университета, заместитель директора по научной работе Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Наука 16+

После Первой мировой войны импрессионизм постепенно превратился в респектабельное искусство музеев, утратив свою роль активного фермента художественного развития предыдущих десятилетий. Казалось бы, в русле этой тенденции шел и Советский Союз: произведения Моне и его товарищей из национализированных московских собраний заняли почетные места на стенах Государственного музея нового западного искусства и Эрмитажа, а молодые отечественные художники ориентировались в своих поисках на другие художественные явления: от абстракционизма до новой вещественности. Ситуация резко изменилась около 1930 года: на страницах советских художественных журналов с яростью обсуждался вопрос о приемлемости импрессионистической поэтики для советского искусства, Казимир Малевич начал изучать импрессионизм со своими учениками и сам написал целый ряд «импрессионистических» картин, датировав их 1903-04 годами, а Осип Мандельштам увидел в праздничных полотнах Моне и Писсарро элементы иррационального ужаса. Все говорило за то, что импрессионизм возвращается в качестве актуальной силы. В течение 1930-х годов – в период конструирования социалистического реализма – вопрос об импрессионизме как источнике советского искусства приобрел исключительную остроту. Казалось бы, он должен был быть закрыт после антиформалистской кампании 1936 года, в ходе которой художественный язык и мировоззрение импрессионистов был прямо отождествлен с махизмом – философским учением, которое стало для марксистов-ленинцев символом злейшего идейного греха – субъективного идеализма. Тем интереснее, что в течение нескольких последующих лет художественное и искусствоведческое сообщества, поначалу деморализованные пропагандой, сплотились и повели последовательную борьбу за реабилитацию импрессионизма, едва не увенчавшуюся успехом, о чем красноречиво говорили некоторые проекты Государственного музея нового западного искусства 1938-41 годов, новый свет на которые проливают неопубликованные архивные материалы.

Поделиться:

534 дня назад
10 ноября 2022 18:00–20:00

Санкт-Петербург
ул. Гагаринская, д. 6/1 (2 этаж, 201 аудитория)
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов