Отдел ИЗО Наркомпроса – организационный штаб авангарда (Цикл Лекций «Футуристическая революция в советской России»)

16 и 17 ноября в рамках Открытого исследовательского семинара Школы искусств и культурного наследия пройдет цикл лекций Игоря Владимировича Смекалова — доктора искусствоведения, старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи (отдел графики ХХ века).

Наука 16+

Цикл посвящен истории раннесоветского авангарда, становлению Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ, иначе, ГСХУМ, СГХМ, СХМ, СВОМАС), искусству художников-миссионеров, утверждающих новые ценности в условиях гражданской войны, разрухи и голода.

В первые послереволюционные годы лидеры авангардистского движения  перестали ощущать себя маргиналами от искусства и занялись реформированием художественной жизни страны.

Характер и масштаб «футуристической революции» не имеет аналогов в европейской культуре. В отличие от коллег на Западе, русские новаторы не ограничивались выставочной деятельностью и изданием альманахов. Синхронизированный идейный «захват» периферии, задуманный и спланированный уже в 1918 году, был направлен на повсеместное формирование новой творческой среды.

В своем стремительном развитии реформаторы остро нуждались в организациях единомышленников, в освоении различных методик перепроектирования мира.

Отдел ИЗО Наркомпроса – организационный штаб авангарда

В центре внимания организационно-практическая деятельность отдела ИЗО Наркомпроса (отдел ИЗО НКП, изоотдел НКП), его школьная секция и коллективы ГСХМ, которые  выступают как особая историческая форма авангарда, представленная в столице и регионах.

Новые учебные и творческие учреждения были совершенно не похожи на своих упраздненных «правильных» предшественников – Академию художеств (после реформы – ПГСХУМ), Строгановское художественно-промышленное училище (1-е ГСХМ) и Училище живописи, ваяния и зодчества (2-е ГСХМ). Ведущей в преподавании стала идея «максимума свободы для художника».

Наряду с учреждениями «чисто художественного характера» приоритетной задачей сделалось развитие «мастерских ремесла».

В своей борьбе за обновление искусства авангард противостоял не великому искусству прошлых эпох, но его «мертвому трафарету» – академизму. Поэтому в качестве образцов для своих новаций авангардисты обратились к опыту цеховых средневековых и ренессансных мастерских. Они следовали вполне традиционному и, заметим, сверхэффективному пути личностного общения по типу «мастер-подмастерье».

Комментируются обстоятельства проникновения авангарда в провинцию, география ГСХМ, беспримерный, развивающийся во времени опыт организации по всей России, в том числе за тысячи километров от столиц, сети авангардистских творческих и учебных центров.

Показательно, что большинство мастеров (инструкторов) – миссионеров Наркомпроса в регионах оказались старшими учениками столичных ГСХМ.

Поделиться:

767 дней назад
16 ноября 2022 18:00–20:00

Санкт-Петербург
ул. Гагаринская, д. 6/1 (2 этаж, 201 аудитория)
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов