Отдел ИЗО Наркомпроса – организационный штаб авангарда (Цикл Лекций «Футуристическая революция в советской России»)

16 и 17 ноября в рамках Открытого исследовательского семинара Школы искусств и культурного наследия пройдет цикл лекций Игоря Владимировича Смекалова — доктора искусствоведения, старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи (отдел графики ХХ века).

Наука 16+

Цикл посвящен истории раннесоветского авангарда, становлению Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ, иначе, ГСХУМ, СГХМ, СХМ, СВОМАС), искусству художников-миссионеров, утверждающих новые ценности в условиях гражданской войны, разрухи и голода.

В первые послереволюционные годы лидеры авангардистского движения  перестали ощущать себя маргиналами от искусства и занялись реформированием художественной жизни страны.

Характер и масштаб «футуристической революции» не имеет аналогов в европейской культуре. В отличие от коллег на Западе, русские новаторы не ограничивались выставочной деятельностью и изданием альманахов. Синхронизированный идейный «захват» периферии, задуманный и спланированный уже в 1918 году, был направлен на повсеместное формирование новой творческой среды.

В своем стремительном развитии реформаторы остро нуждались в организациях единомышленников, в освоении различных методик перепроектирования мира.

Отдел ИЗО Наркомпроса – организационный штаб авангарда

В центре внимания организационно-практическая деятельность отдела ИЗО Наркомпроса (отдел ИЗО НКП, изоотдел НКП), его школьная секция и коллективы ГСХМ, которые  выступают как особая историческая форма авангарда, представленная в столице и регионах.

Новые учебные и творческие учреждения были совершенно не похожи на своих упраздненных «правильных» предшественников – Академию художеств (после реформы – ПГСХУМ), Строгановское художественно-промышленное училище (1-е ГСХМ) и Училище живописи, ваяния и зодчества (2-е ГСХМ). Ведущей в преподавании стала идея «максимума свободы для художника».

Наряду с учреждениями «чисто художественного характера» приоритетной задачей сделалось развитие «мастерских ремесла».

В своей борьбе за обновление искусства авангард противостоял не великому искусству прошлых эпох, но его «мертвому трафарету» – академизму. Поэтому в качестве образцов для своих новаций авангардисты обратились к опыту цеховых средневековых и ренессансных мастерских. Они следовали вполне традиционному и, заметим, сверхэффективному пути личностного общения по типу «мастер-подмастерье».

Комментируются обстоятельства проникновения авангарда в провинцию, география ГСХМ, беспримерный, развивающийся во времени опыт организации по всей России, в том числе за тысячи километров от столиц, сети авангардистских творческих и учебных центров.

Показательно, что большинство мастеров (инструкторов) – миссионеров Наркомпроса в регионах оказались старшими учениками столичных ГСХМ.

Поделиться:

527 дней назад
16 ноября 2022 18:00–20:00

Санкт-Петербург
ул. Гагаринская, д. 6/1 (2 этаж, 201 аудитория)
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов