Миссионеры авангарда в провинции и система ГСХМ (Цикл Лекций «Футуристическая революция в советской России»)

16 и 17 ноября в рамках Открытого исследовательского семинара Школы искусств и культурного наследия пройдет цикл лекций Игоря Владимировича Смекалова — доктора искусствоведения, старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи (отдел графики ХХ века).

Наука 16+

Цикл посвящен истории раннесоветского авангарда, становлению Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ, иначе, ГСХУМ, СГХМ, СХМ, СВОМАС), искусству художников-миссионеров, утверждающих новые ценности в условиях гражданской войны, разрухи и голода.

В первые послереволюционные годы лидеры авангардистского движения  перестали ощущать себя маргиналами от искусства и занялись реформированием художественной жизни страны.

Характер и масштаб «футуристической революции» не имеет аналогов в европейской культуре. В отличие от коллег на Западе, русские новаторы не ограничивались выставочной деятельностью и изданием альманахов. Синхронизированный идейный «захват» периферии, задуманный и спланированный уже в 1918 году, был направлен на повсеместное формирование новой творческой среды.

В своем стремительном развитии реформаторы остро нуждались в организациях единомышленников, в освоении различных методик перепроектирования мира.

Миссионеры авангарда в провинции и система ГСХМ

Бытование авангарда в регионах России – один из наименее исследованных аспектов отечественного искусства. Миссионерское движение художников из столиц на периферию, а затем возвратное влияние представителей периферии на искусство столиц – существенная особенность культурной политики первых послереволюционных лет. Многоаспектность и разновекторность этого эксперимента ярко характеризуют авангард как общественный художественно-исторический феномен. 

С середины 1919 года из столиц в провинцию отправились целые колонии художников с мандатами Наркомпроса. Непосредственной задачей «десанта» было создание ГСХМ, самостоятельных, но сложно связанных между собой. Авангардисты в регионах – это именно преподаватели ГСХМ (мастера, инструкторы) и их последователи (подмастерья). Высокий накал творчества обеспечивали также пролеткультовцы, представители ИЗО в отделах народного образования Губоно, армейский агитпроп.

 «Великая утопия» будущего мира творилась многочисленными адептами «левых» течений. На конкретных примерах комментируется их учебная, выставочная и музейная деятельность

Размаху движения способствовала вся образовательная стратегия авангарда, направленная на воспитание «нового человека», его приобщение к новой культуре, которая, как представлялось, была созвучна эпохе социальной революции и научно-технических новаций. 

Уже после реформирования столичных ГСХМ во Вхутемас (осень-зима 1920 года) мастерские в провинции продолжали действовать до 1922 года включительно.

Поделиться:

765 дней назад
17 ноября 2022 18:00–20:00

Санкт-Петербург
ул. Гагаринская, д. 6/1 (2 этаж, 430 аудитория)
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов