Цикл посвящен истории раннесоветского авангарда, становлению Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ, иначе, ГСХУМ, СГХМ, СХМ, СВОМАС), искусству художников-миссионеров, утверждающих новые ценности в условиях гражданской войны, разрухи и голода.
В первые послереволюционные годы лидеры авангардистского движения перестали ощущать себя маргиналами от искусства и занялись реформированием художественной жизни страны.
Характер и масштаб «футуристической революции» не имеет аналогов в европейской культуре. В отличие от коллег на Западе, русские новаторы не ограничивались выставочной деятельностью и изданием альманахов. Синхронизированный идейный «захват» периферии, задуманный и спланированный уже в 1918 году, был направлен на повсеместное формирование новой творческой среды.
В своем стремительном развитии реформаторы остро нуждались в организациях единомышленников, в освоении различных методик перепроектирования мира.
Миссионеры авангарда в провинции и система ГСХМ
Бытование авангарда в регионах России – один из наименее исследованных аспектов отечественного искусства. Миссионерское движение художников из столиц на периферию, а затем возвратное влияние представителей периферии на искусство столиц – существенная особенность культурной политики первых послереволюционных лет. Многоаспектность и разновекторность этого эксперимента ярко характеризуют авангард как общественный художественно-исторический феномен.
С середины 1919 года из столиц в провинцию отправились целые колонии художников с мандатами Наркомпроса. Непосредственной задачей «десанта» было создание ГСХМ, самостоятельных, но сложно связанных между собой. Авангардисты в регионах – это именно преподаватели ГСХМ (мастера, инструкторы) и их последователи (подмастерья). Высокий накал творчества обеспечивали также пролеткультовцы, представители ИЗО в отделах народного образования Губоно, армейский агитпроп.
«Великая утопия» будущего мира творилась многочисленными адептами «левых» течений. На конкретных примерах комментируется их учебная, выставочная и музейная деятельность
Размаху движения способствовала вся образовательная стратегия авангарда, направленная на воспитание «нового человека», его приобщение к новой культуре, которая, как представлялось, была созвучна эпохе социальной революции и научно-технических новаций.
Уже после реформирования столичных ГСХМ во Вхутемас (осень-зима 1920 года) мастерские в провинции продолжали действовать до 1922 года включительно.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.