То, что мы знаем как британскую социальную (или американскую культурную) антропологию, в Центральной и Восточной Европе когда-то четко разделялось на две науки: по-немецки это Volkskunde и Völkerkunde, изучение своего народа и изучение других. В России, как и везде, во второй половине XIX века появилось две этнографии: первая – исследования русского крестьянства как собственного прошлого, как поиски корней, как «изобретение традиции» и ее музеификация – то есть как хорошо знакомые нам элементы строительства нации; вторая – исследования «Другого». Для России это прежде всего исследование сибирских и северных народов. Эта «вторая этнография» выросла в первые два десятилетия 20 века в Петербурге/Петрограде/Ленинграде благодаря усилиям «этнографов поневоле» – политических ссыльных, массово отправлявшихся в Сибирь и на Север в середине 1880-х годов. Однако менее известно, откуда эти исследователи-«народники» черпали свои идеи.
Какие идеи лежали в основе ранних этнографических исследований Сибири и Севера? Какую идеологию ее создатели передали (или старались передать) в 1920-30-е годы своим ученикам? Не подлежит сомнению, что «многие эксперты, привлеченные советской властью для разработки различных аспектов национальной политики, профессионально сформировались в дореволюционный период» (Миллер 2008) – но как конкретно происходил этот процесс в случае сибиреведения? Как эволюционировали идеи его создателей? Как их научные идеи соотносились с «официальной советской этнографией» на службе строительства советской империи, так блестяще описанной в работах Терри Мартина и Франсины Хирш? Наконец, как могла бы выглядеть российская этнография 20 века, если бы "петербургская школа" не была пресечена в середине 1930-х годов, а получила возможность развития?
Авторы курса - Н. Б. Вахтин, Е. В. Лярская.
Курс пройдет в гибридном формате офлайн и онлайн. Для каждого предусмотрен свой тип билета.
Курс лекционный, не предполагает семинаров, но предполагает обязательное чтение.
Расписание курса:
Четверг, 6 апреля
18:00 – 20:50
3. Отношение Богораза и Штернберга к эволюционизму. Высшие географические курсы, Географический институт, Географический факультет; «проект Богораза»
Н. Б. Вахтин
4. «Самоучки и неучи»: государственное вмешательство в образование. Укрепление партийного и идеологического контроля. Безуспешные попытки вписаться в марксизм. Совещание 1929 года
Н. Б. Вахтин
Четверг, 13 апреля
18:00 – 20:50
5. ИНС: обучение: цели, студенты, программа и результаты. «Конструирование нового человека». НИА ИНС: чем должно заниматься североведение
Е. В. Лярская
6. Экспедиции и их результаты. Ученики Богораза
Е. В. Лярская
Четверг, 20 апреля
18:00 – 20:50
7. Создание письменности и школьных учебников
Е. В. Лярская / Н. Б. Вахтин
8. Ученики Богораза. Дело ИНСа и разгром североведения
Н. Б. Вахтин
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.