Начиная с 1960-70-х гг., антропология переживала сразу несколько кризисов — методологии, эпистемологии и репрезентации — и ставила перед собой эсхатологический вопрос о приближающемся конце дисциплины и возможных путях ее сохранения. На рубеже веков антропологическая рефлексия стала sine qua non этнографического исследования и, в особенности, письма. Критический взгляд антрополога, обращенный на собственные предвзятости, политические обязательства и интеллектуальные привычки, лег в основу нового стиля антропологической работы — принципиально полифонического и не претендующего на объективность.
Меж тем предложенные в то время форматы саморефлексии вызвали также и скептические отклики. С одной стороны, для критиков «рефлексивного поворота» отрицание системных подходов и авторитета авторства, отказ от объяснений в пользу интерпретаций и «частичных истин» ставили под вопрос «научность» самой антропологии. С другой стороны, антропологические исследования порою стали восприниматься как политический манифест, где указание на угнетенное положение других оказывается самоценным, уводя внимание от анализа социальных причин такого положения. В своей радикальной форме скептические оценки язвительно уподобляют тенденцию к бесконечной саморефлексии среди антропологов «нарциссическому удовольствию от все большей озабоченности самим собой» (Boyer 2015: 92).
Однако следует признать, что «рефлексивный поворот» не сводим к сугубо циркулярным отсылкам к субъективному опыту исследователя и не служит лишь зеркалом, позволяющим любоваться своим отражением. Рефлексивная антропология поставила под сомнение когда-то господствующие представления о нормах этнографической практики и создала инструментарий для исследования «здравого смысла» дисциплины. Опираясь на существующую в западной антропологии полемику, мы бы хотели сделать предметом дискуссии эпистемологические и методологические аспекты этнографической практики в российской академии.
Факультет антропологии ЕУСПб приглашает принять участие в конференции, основными вопросами которой станут:
– Какие формы «рефлексии над рефлексией» практикуются сегодня в российской антропологии?
– Каковы позиции (эпистемологические, политические и эстетические), из которых производится антропологическое знание, и в какой степени эти позиции могут быть артикулированы?
– Как разные поколения российских антропологов и непохожие друг на друга дисциплинарные традиции уживаются сегодня в одном академическом пространстве? Как осмысляют связи с советским этнографическим проектом и кого считают своими учителями?
– Как российские антропологи выстраивают отношения с «информантами» и «собеседниками» и как говорят и пишут о тех, кого встречают в поле?
– Озадачен ли российский антрополог проблемой выбора художественных средств для репрезентации этнографических данных? В какой степени институциональные конвенции внутри дисциплины влияют на форму и содержание этнографического письма?
Конференция будет проходить в течение двух дней 14-15 апреля 2023 года в стенах Европейского университета в Санкт-Петербурге (ул. Шпалерная, д. 1). Мы ждём тезисы от антропологов, этнологов, культурологов, социологов. Тезисы докладов принимаются до 20 марта 2023 года по электронному адресу: reflexive.anthropology@gmail.com. Мы готовы взять на себя компенсацию части расходов (проезд и проживание) докладчиков из других городов.
Слушатели могут присоединиться как офлайн, так и онлайн, предусмотрен выбор билета.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.