Доминирующая сегодня форма организации общества национальное государство не была бы возможна без “открытия” нации, осуществлённого в ту же эпоху. Определяющая роль искусства и эстетического опыта в жизни современного человека также унаследована именно от романтиков. Само наше понимание мира, в особенности природы, всё ещё кажется романтическим; то же касается и понимания самих себя той значимости, которую мы придаем нашим детским впечатлениям и нашей индивидуальности: мы осмысляем себя и выстраиваем свою жизнь, зачастую ориентируясь именно на романтические модели.
Помимо эстетического и философского течения, романтизм можно рассматривать как мировоззрение, включающее в себя критику капиталистической современности с её приматом количества над качеством, атомизацией, аномией, инструментальным подходом к человеку и природе. Хотя принято считать, что оптика революции подразумевает прогрессизм, есть и другой, противостоящий модерну взгляд на радикальное преобразование общества. Романтические мотивы встречаются у широкого спектра авторов, от Маркса и русских народников до Блоха, сюрреалистов и представителей экологических движений. Кризис идеи господства технического прогресса и линейного движения истории побуждает исследователей вновь обратиться к романтической традиции, которая подспудно сопровождала развитие нововременного мышления, чтобы преодолеть его недостатки и оживить утопическое воображение.
Таким образом, актуальность романтизма кажется бесспорной, однако как к этой актуальности относиться? Остаётся ли она достижением западной цивилизации или её бременем? Не являются ли теоретические тупики, к которым приходят законодатели сегодняшних философских мод, непосредственным следствием их неспособности отказаться от предрассудков романтизма? И напротив, почему романтическая традиция, с которой многие пытались порвать и покончить, начиная уже с Гегеля, всё ещё привлекает наш интерес? Наконец, возможно ли, что романтизм одновременно и слишком актуален, и всё ещё недостаточно актуален, и обращение к его наследию требует двойного жеста: разоблачения ради спасения?
Слушатели могут присоединиться как офлайн, так и онлайн.
Санкт-Петербург
ул. Гагаринская, д. 6/1, Гагаринский зал + онлайн
Показать на карте
Уже есть билет
Восстановить
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.