Семинар «Гриб и край света: фотофиксация ядерных испытаний в США и СССР 1940-1960-х гг. между оптическим бессознательным и ядерным возвышенным»

Школа искусств и культурного наследия ЕУСПб приглашает на очередную встречу семинара по photography studies.

Наука 16+

Приведение в действие ядерного оружия летом 1945 года породило планетарные новые технополитические риски, угрозы и ожидания человечества, тем самым, изменив масштаб его существования. Реальность этих изменений была зафиксирована и удостоверена с помощью фотографий, включенных в секретные отчеты физиков, рапорты военных, репортажи журналистов, потаенные архивы выживших в Хиросиме и альбомы ядерных туристов, глазеющих на испытания в Неваде из Лас-Вегаса. Снимки и фотоаппаратура раз за разом становились одним из ключевых узлов материальных установок – термин, введенный Карэн Барад для описания лабораторных ансамблей устройств, технологий, практических действий, дискурсов, акторов, которые в процессе измерения изменяют границы объектов, состояния тел, позиции субъектов и конфигурации институциональных сред (Barad 2007), – производящих и ядерный взрыв в его осязаемой значимости, и рефигурации ядерного воображения. Поскольку на всех этапах истории ядерных испытаний в трех средах взрыв оставался радикальным пограничным объектом, вокруг которого группировались самые разные, порой абсолютно не совместные ядерные сообщества, неудивительно, что режимы фотофиксации, архивирования и экспонирования таких фотографий различались.

Опираясь на рассекреченную научно-техническую документацию, воспоминания участников испытаний и кураторов ядерных (фото)архивов – публичных, ведомственных, личных – мы опишем, как в США и СССР собирались и функционировали две принципиально разные материальные установки, позволяющие определять ядерный взрыв и век фотографически. Экспертная установка, которая активировалась с помощью аппаратуры, разработанной специально для скоростной съемки быстропротекающих процессов и защищенной от разрушающих воздействий радиации (эффекта вуализирования и т.д.), была нацелена на расширение области оптического бессознательного. Тогда как публичная материальная установка определяла масштаб и интенсивность трансгрессивного события для новых публик, осознающих себя перед лицом ядерного возвышенного и определяющих – этически, политически, технологически, экологически – свою дистанцию до него.

Галина Орлова работает в Школе исторических наук НИУ ВШЭ и специализируется на изучении советской ядерной культуры, технополитической истории ядерной науки и технологий в СССР, ядерной этнографии, визуальных и культурных исследованиях, gaorlova@hse.ru

Василиса Лукьянычева учится в магистратуре «История современного мира» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, изучает американскую историю фотографии, визуальные исследования, историю ядерной культуры и исследования травмы, vslukyanycheva@edu.hse.ru

Поделиться:

382 дня назад
17 апреля 2023 18:00–21:00

Санкт-Петербург
ул. Шпалерная, д. 1, ауд. 208 + онлайн
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов