Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Курс посвящен истории и актуальным практикам использования классической, ордерной формы в архитектуре современной эпохи – с начала 20 столетия по сей день. В разных странах и в разные исторические периоды архитекторы обращаются к ордеру с разными целями и различными результатами. Мы обсудим важнейшие течения, использующие язык классики, основные постройки, персоналии, стилистические, «языковые» особенности такой архитектуры, а также ее контексты – идеологические, социальные, политические, наконец, профессиональные. Кроме того, будет затронута история теоретического осмысления классической формы. Курс начинается с вводного модуля, посвященного ордеру как профессиональному инструменту архитектора, как формальной системе и «языку», а также основным началам классической архитектурной теории. Далее лекции строятся по географическому и хронологическому принципу.
1. Введение
• Ордер как тектоническая система и как геометрический инструмент архитектора. Традиция подхода к архитектурной форме как к знаковой системе. «Классический язык архитектуры».
• Антропоморфное начало в архитектуре и ордер. Архитектурная форма и вопросы визуальной убедительности: классика как риторика.
• Ордер в античности и конструирование ордера в эпоху Ренессанса. Ордер как постоянная реконструкция.
• Ордерная форма как профессиональная ценность. Концептуализация ордера в центральных текстах классической архитектурной теории: основные положения.
• Классическая традиция и архитектурные концепции модернистской эпохи: «от Леду до Корбюзье».
• Характерные изменения ордерного языка: упрощение, усложнение, характерные формальные и композиционные решения, новые материалы. Ордер в архитектурной практике и теории периода постмодернизма. Классическая форма как знак. Лидеры постмодернистской архитектуры.
2. Классика в русской архитектуре начала 20 века: от «изобретения Старого Петербурга» до неоклассического мейнстрима
• «Изобретение Петербурга» и новое открытие исторической архитектуры. Социальное vs художественное в восприятии отечественной классики. • Языки дореволюционной неоклассики.
• Классика и вопросы национальной идентичности.
• Неоклассика в практике архитекторов начала столетия: «модернизм с колоннами». Автономность формы и функции. Жилье и коммерческая архитектура неоклассической эпохи, или Почему Советская власть легко прижилась в Москве.
• Неоклассика на бумаге: конкурсные и дипломные проекты. Case study: реконструкция Николаевского вокзала.
• Классический город: предреволюционная версия.
3. Классическая форма в архитектуре США
• Истоки: США как страна классической архитектуры.
• American Beaux-Arts architecture от Всемирной Колумбийской выставки 1893 года до сноса Пенсильванской станции.
• Работы компании «McKim, Mead and White».
• Классика в архитектуре общественных сооружений: вокзалы, музеи, публичные библиотеки, выставки.
• Архитектура власти: административные здания, суды, законодательные учреждения. • Классика в архитектуре мемориалов.
• Классика в университетском строительстве США.
• Классические аллюзии в послевоенной архитектуре: Линкольн-центр.
4. Германия: от Беренса до Шпеера
• Модернизированная классика в Германии начала века. Особняки, церкви, промышленные здания. Г. Тессенов и его ученики.
• Модернизированная классика в немецких выставочных ансамблях начала века.
• П. Беренс, критика его работ и их влияние на траектории европейской русской и советской неоклассики, критика этого влияния.
• Неоклассическая традиция в нацистской архитектуре. Архитектурная политика в 3 рейхе и вопросы стиля. Модернисты в Германии нацистского периода.
• П.Л. Троост и реконструкция Мюнхена.
• Ансамбль партийных съездов в Нюрнберге.
• Проект реконструкции Берлина и реализованная застройка немецкой столицы.
• Западные и постсоветские исследователи о феномене «тоталитарной архитектуры» на примере нацистской Германии.
5. Архитектура фашистской Италии: разнообразие языков
• Предыстория: итальянская архитектура Belle Époque. Рим, Милан, Турин.
• Диверсификации языков архитектуры в Италии муссолиниевского периода. Рационалисты и неоклассики. Фашизм и модернизм. Художественная политика и идеология в Италии 1920-30-х годов. Источники и специфика архитектурного языка.
• Реконструкция Рима. Преобразования исторического города и их связь с традицией, новые ансамбли: университетский городок, Foro Mussolini, проект Mole Littoria.
• Конкурс на Палаццо Литторио.
• Ансамбль ЭУР.
• Ансамблевые проекты для существующих (Брешия, Генуя, Бергамо, Неаполь) и основание новых городов (на примере городов на территории Agro Pontino).
• Градостроительные аспекты колониальной политики Италии.
• Примеры разнообразия языков: М. Пьячентини, А. Бразини, Дж. Терраньи, И. Саббатини, А. Мадзони.
• Классическая форма в архитектуре разных жанров: Casa del fascio, почта, морская колония, железнодорожная станция.
6. Советская неоклассика
• Поворот к «освоению классического наследия» в СССР. Основные подходы к истории «сталинской классики» в исследовательской литературе.
• Конкурсы на Дворец Советов в Москве и Наркомтяжпром.
• Классическая архитектура для «модерного» общества. Московское метро. Языковое разнообразие «сталинской» архитектуры.
• Архитектурный дискурс эпохи «освоения наследия», идеологический и социальный контекст.
• Архитектура мемориальных проектов военного времени.
• Классическая традиция в послевоенной советской архитектуре: от московских высоток до реконструкции разрушенных городов. Палладианство в предреволюционной и советской архитектуре. Generic architecture.
• Классика для национальных республик.
• Архитектура для наружного и внутреннего употребления: выставочные павильоны СССР в Париже и Нью-Йорке и ансамбль ВСХВ-ВДНХ.
• История и теория зодчества в советской архитектурной науке 1930-50-х. Исследовательская и издательская программа Академии архитектуры и ее критика. Большие исторические проекты.
• Классицизирующая тенденция послесталинского модернизма.
7. «Нетоталитарная» классика
• Классическая форма в конкурсных проектах международных институций первой половины столетия: от Дворца мира в Гааге до Дворца наций в Женеве.
• Французская неоклассика 1910-1930-х годов. Огюст Перре и «железобетонный ордер». Новый Трокадеро и сооружения Парижской Всемирной выставки 1937 года.
• Классическая традиция в архитектуре Северных стран. Становление модернизированной классики в работах Э. Сааринена. Э.Г. Асплунд и его влияние на европейскую неоклассику.
• Ордерная форма в английской архитектуре: от «эдвардианского барокко» до Куинлана Терри.
• Классика в колониальной архитектуре. Проекты Эдвина Латьенса для Нью-Дели.